Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Тайные ингредиенты вкуса победы

8 сентября 2014 806

Интервью с обладательницей ГРАН ПРИ фестиваля BELARUS DESIGN AWARD 2013 – Элиной Шиндлер. 

Специальный корреспондент информационного партнера фестиваля BELARUS DESIGN AWARD 2014 – портала www.osantehnike.by взял интервью у талантливого дизайнера, обладательницы I-го места в 2012 году и ГРАН ПРИ в 2013 году фестиваля BELARUS DESIGN AWARD Элины Шиндлер, жизненная философия и мышление которой не разрывно связаны с дизайном.

В: Элина, расскажите, пожалуйста, о работе дизайнера интерьера? Что Вас привлекает в Вашей работе?

Э: Как дизайнер интерьера я работаю с 2004 года. В эту профессию я пришла не совсем прямой дорогой: как говорят, судьба меня сюда привела. И вот уже 10 лет я здесь. Были и удачи, и разочарования. Но самое главное, что профессия многое мне дает. Самое важное, что я приобрела за годы работы – это, конечно, уникальный стиль дизайн-мышления, присущий, как правило, людям творческим, который подразумевает поиск нестандартных решений, выход за рамки шаблонов, создание новых идей, инновационное видение, гибкость мысли, междисциплинарность рабочего процесса, для которого нужны знания из многих областей. Этот тип мышления я уже давно использую не только в работе, но и в жизни: если есть проблема или возникает нестандартная ситуация, или нужна идея, творческое мышление всегда помогает.

Что меня привлекает в моей работе?  Прежде всего - сам процесс творения: вдохновение новым проектом, рождение концепций и идей, эксперименты с пространством, формой, светом и цветом, материалами. Наверное, именно момент рождения идеи и есть самое интересное для меня. Озарение. А дальше уже рабочий процесс: отшлифовать, визуализировать, материализовать все задуманное.

В: А что для Вас самое сложное в профессии?

Самое сложное в профессии – сохранить на протяжении всей работы над проектом концепцию интерьера, удержать его стержень, с одной стороны, а с другой - учесть все пожелания, требования и возможности заказчика, который, безусловно, преобразует (хорошо, конечно, если обогащает), дополняет и корректирует концепцию.

Несмотря на то, что я достаточно успешно работаю с заказчиком,  самую большую пользу, удовольствие и свободу я получаю от участия в дизайнерских конкурсах, которые являются обязательным компонентом моей профессии.  Конкурсная свобода дает мне уверенность в том, что рожденная идея, которая смогла пробиться в мое сознание из бесконечности информационного потока, не будет отвергнута или изменена, а будет дальше развита и донесена тем, кому предназначалась.

В: Т.е. она останется в неповрежденном первоначальном виде…

Э: Да, именно так, останется неповрежденной. Поэтому для меня конкурсный опыт, когда я работаю с идеей тет-а-тет, даже в чем-то сакральный. И поэтому очень ценный. Эта одна из причин, почему я участвую в конкурсах. Как правило, мне не важна победа (хотя это, безусловно, приятный бонус), мне важен сам процесс.

В: А в каких конкурсах Вы участвовали?

Э: В основном это конкурсы предметного и интерьерного дизайна. Мой конкурсный опыт насчитывает порядка десяти проектов. Побед – четыре, два раза попадание в шорт-лист.

Самый первый конкурс, который меня, в общем, и привел в профессию, - конкурс 2004 года от  журнала Elle Decor. Тогда я, неожиданно для себя самой, еще не имея интерьерного опыта и элементарных практических навыков работы  с графическими инструментами, решила принять в нем участие. Наградой за победу в конкурсе стал курс интерьерного дизайна в художественной академии NABA в Милане.

В: В чем заключалось задание конкурса?

Э: Нужно было спроектировать интерьер комнаты для студента. Сложность состояла в том, что на 20м2 необходимо было разместить диван, кровать, письменный стол, стул, шкаф для книг, шкаф для одежды, спортивный инвентарь. Чтобы все это скомпоновать, надо было придумать что-то нестандартное, уйти от шаблонов. Решение пришло легко: я поняла, что ограничена только площадью комнаты, но не высотой: так у меня появился второй уровень и подвесная кровать. Еще одна сложность на тот момент состояла в презентации проекта. Именно для этого конкурса мне пришлось ускоренно изучать программу 3DMax.

В: Но она же достаточно сложная…

Э: Она сложная. Но для того, чтобы сделать визуализацию для проекта, я изучила программный минимум, самые простые решения. Наверное, за месяц схватила основы, потом после конкурса углублялась дальше.

Затем был конкурс Light and Fashion, один из самых успешных. Нужно было придумать светильник для магазина одежды. Конкурс проводился итальянской компанией iGuzzini. Я заняла второе место. Моя идея состояла в том, что подвижная часть светильника - его «ремешок» - мог изгибаться в разных направлениях, легко акцентируя и выгодно освещая товар.

В: Пошла ли эта идея в производство или осталась только концептуальным проектом?

Э: Первое место пошло. Такие были условия. За второе я получила денежный приз и знакомство с фабрикой iGuzzini.

Затем были мои самые концептуальные проекты для конкурса BELARUS DESIGN AWARD: SeaSchell для "Future Bathroom", который занял 1-ое место и дом-невидимка, за который я получила ГРАН ПРИ.

В: Над чем Вы работаете сейчас?

Э: В настоящий момент у меня есть три проекта, уже отосланных на конкурсы. Первый для DuPont (конкурс "Представьте чёрный по-новому" – прим.ред.). Это рабочий стол - модифицированная модель письменного стола разработки двухлетней давности, вдохновением для создания которого стала картина Дали «Непостоянство памяти».

Есть еще проект по дверным ручкам (партнерский конкурс в рамках BELARUS DESIGN AWARD). Его сейчас продлили. Поэтому, возможно, я не остановлюсь на уже высланных вариантах.

И еще конкурс  Artzept 2014.

В: Насколько я помню, это почти все дизайнерские конкурсы, которые были объявлены в Беларуси за последние 2 года. Т.е. Вы стараетесь участвовать в них всех?

Э: Это далеко не все объявленные. Конкурсов очень много, есть и международные, и, конечно, во всех я не участвую. Я все-таки рассчитываю силы и время. От Artzept 2014 (11й Международный конкурс дизайна, проводимый компанией Zepter  - прим. ред.) не могла отказаться, очень вдохновляющая идея пришла в голову – интерпретация картин художников (Малевича и наших белорусских художников Парижской школы) в предметах для Zepter. Очень хотелось, чтобы еще больше людей в мире узнали, что это наши, белорусские мастера: Сутин, Шагал, Кикоин, Цадкин, Кремень…

В: А что влияет на выбор – участвовать или не участвовать? Потому что конкурсов много, а времени мало.

Э: В первую очередь – интересно мне это или нет. Вдохновение. Например, объявляется конкурс. Сначала я оцениваю его объем, потому что проект я делаю от начала до конца сама и тут важно рассчитать силы. Если я понимаю, что по объему я могу его осилить, тогда я думаю над идеей, концепцией. Над идеей думаю несколько дней, не больше, если она приходит - начинаю работать.

В: На Ваш взгляд, что необходимо для успешного участия в конкурсах и в целом для работы дизайнера?

Э: Я считаю, что у каждого дизайнера должна быть своя внутренняя концепция, философия, на которой в дальнейшем и строится работа. В основе моей философии 4 составляющие:

1. Потребности. Простые человеческие потребности: физиологические, эмоциональные, эстетические, духовные. Дизайн интерьера и любого предмета начинается с вопросов:  для кого, для чего, с какой целью, зачем? Хорошо, если заказчик понимает свои (не навязанные журналами) потребности, а ведь чаще – нет. Но если не разобраться с потребностями, дальше двигаться нельзя.

2. Новизна, новаторство. Я уважаю адептов классических интерьеров, но сама предпочитаю не работать в классическом стиле: использовать решения и идеи, возникшие в человеческом сознании сотни, а то и тысячи лет назад, мне представляется антитворческим. Эти решения были чудесны и замечательны для своего времени: часто это были новаторские решения, в них был заложен колоссальный объем творческой энергии -  такой, который до сих пор вызывает у людей отклик. Поэтому, наверное, мы ими так восхищаемся и сегодня. Любая интерьерная тенденция определяется временем, местом и, конечно же, сознанием самого человека с набором определенных для времени и места потребностей. В своем творческом объединении эти составляющие несут огромный энергетический заряд, который может распространяться на века. Сегодняшнее время – для решения современных задач и удовлетворения современных потребностей. А значит, для человека современного нужны и современные интерьерные приемы.

3. Попытка предугадать будущее. При создании интерьера я стараюсь немного заглянуть в будущее, понять тенденции, ведь дома и интерьеры мы создаем не как платье на один-два сезона. Мы хотим видеть актуальность дома и через 10,  20 и 30 лет. Поэтому смотреть в будущее - часть моей философии.

4. Экологичность. Это отдельный большой блок моей философии, который подразумевает не только экологичность материалов, но и визуальную экологию, и экологию взаимоотношений людей во время работы над проектом, и экологию идей. Профессиональный дизайнер должен осознавать ответственность за предлагаемые идеи и концепции, которые могут нести как положительные радостные ожидания, так и негативные настроения. Лучше сеять оптимистичные, жизнеутверждающие идеи. 

В: Скажите, пожалуйста, а как наличие внутренней философии помогает в работе над конкурсными проектами?

Э: Идеи для конкурсов, как правило, также соответствуют внутренней философии: это как настройка на нужную частоту, приходят лишь те идеи, которые подсознательно запрашиваются. Идея, озарение может настигнуть меня в любом месте.

Например, светильник для конкурса Light and Fashion родился на семинаре ALVASGROUP. Я сидела на семинаре, смотрела на сантехнические новинки, размышляла о технологичности производимых немецкими компаниями товаров – и тут возник образ светильника.

Когда уже идея сформирована, созрел образ, я пытаюсь найти эмоциональный компонент для проекта: он должен «зацепить» человека, вызвать эмоции. Например, проект для Zepter. Создание баночек и бутылочек, т.е. просто работа с формой, была для меня неинтересной, эмоциональной подпитки не было. Но когда возникла идея о наших белорусских художниках, я поняла, что появился посыл, который будет питать этот проект и человека, смотрящего на него.

В: А как вообще приходит понимание, какой должна быть форма предмета?

Э: Когда есть философия, идея, эмоциональный компонент, форма возникает сама. Я работаю и думаю про эти составляющие, объединяю их. И форма появляется сама, приходит из информационного потока.

Взять, например, концепт ванной комнаты SeaShell. Знаете, когда я пыталась эту форму вытянуть без идеи, без концепции, ничего адекватного не получалось. Поэтому работу мне пришлось отложить на какое-то время. Я вернулась к своей философии, попыталась заглянуть в будущее, представила человека будущего, размышляла о будущих потребностях, об экологичности  будущих материалов – и форма созрела, проявилась. Руки сами ее создали. Я  знала, что второй раз я ее не сделаю, просто не повторю. Поэтому сохранила файл несколько раз на разных носителях, чтобы не потерять. Для этого проекта, кстати, я освоила еще одну программу, т.к. для создания нужной формы мне уже не хватало возможностей 3DMax.

В: Для участия в конкурсах необходим хотя бы минимальный уровень владения графическими программами. Я восхищаюсь, что при полной занятости, при семье, за которой надо ухаживать, Вы все равно находите время, чтобы изучать новые программы. У многих, чтобы их изучить, уходят годы.

Э: То, что я изучаю за 2-3 месяца, - это минимум для того, чтобы выполнить конкретный проект. Я не иду глубже, а стараюсь максимально использовать минимальный набор программных инструментов. А потом уже продолжаю углубляться в эти программы и дальше их изучать. Это на самом деле интересно.

В: Замечательно, что вы не боитесь. У многих только при названии 3DMax – ужас в глазах.

Э: Я просто знаю, что все в жизни складывается из маленьких шагов. Не сделаешь первый шаг – никогда не придешь к цели. А если все-таки сделаешь первый шаг, на следующий день второй, третий, смотришь – в твоем багаже уже есть новые знания, опыт и умения. В общем, надо двигаться.

В: С конца июля стартовал конкурс BELARUS DESIGN AWARD 2014. Чтобы Вы могли посоветовать участникам?

Э: Не бояться раскрываться, делиться идеями, мыслями с другими людьми.

В: Смотря на ваш первый конкурс, можно увидеть, что благодаря ему Вы нашли профессию, которая вас удовлетворяет в жизни. И от конкурса к конкурсу вы приобретаете что-то новое.

Э: Я расту благодаря конкурсам. К сожалению, работа с заказчиком не подразумевает большой свободы творчества. А конкурсы, конечно же, развивают креативность, дизайн мышление в широком смысле. Я считаю участие в них обязательным для каждого, стремящегося к росту, профессионала. Свобода конкурсного творчества помогает раскрыть весь потенциал профессиональных возможностей.

В: Т.е. в конкурсах концептуальных, а не готовых решений?

Э: Да, концептуальных. Готовых, конечно, тоже. Но концептуальные крайне важны. Это как произведения писателей-фантастов. Например, Жюль Верн столько придумал в своих книгах, а мы постепенно к этому приходим. Или Никола Тесла. На сто лет вперед думал. Точно так же и дизайнеры должны смотреть в будущее, это путь к развитию, движению. Только так происходит прогресс.

Поэтому я считаю, что для дизайнеров BDA - очень важный конкурс. Я желаю ему процветать и привлекать молодежь. За молодыми будущее.

Интервью предоставлено информационным партнером фестиваля – порталом www.osantehnike.by

Подробности участия в BELARUS DESIGN AWARD 2014. 

Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.
Этот сайт использует cookies
Понятно