Евгений Жосан
Что сейчас модно в дизайне плитки?
Если смотреть на тенденции мировых выставок интерьерной керамики, последние несколько лет в моде имитация натуральных материалов: мрамора, камня, дерева. Это связано с тем, что запасы природных материалов иссякают. Также многие породы мрамора или дерева недолговечны или не могут использоваться в нашем климате. Хочется, чтобы эстетика сохранялась, но при этом материал имел широкую функциональность. Например, чтобы древесину можно было уложить на улице.
Вторая тенденция — крупные форматы. Фабрики уже научились достоверно имитировать текстуру и теперь пошли дальше. Если раньше максимальный формат плитки был 60×120 см, то сейчас 80×180 см кажется не таким уж большим. Увеличились возможности станков, которые помогают обеспечивать плитке нужную геометрию, ведь чем больше плита, тем сильнее ее выгибает.
Керамическая плитка под мрамор Ragno Bistrot Infinity Bocciardato rettificato 75x150
Мало сымитировать рисунок, нужно повторить суть натурального материала. Клиенту, который может позволить себе натуральный мрамор, формата плитки 60×120 см будет не достаточно. Он значительно меньше слэба натурального камня — пластины, на которые режется порода. Поэтому фабрики начали делать эти огромные плиты, чтобы не упускать клиента из сегмента люкс. С помощью крупноформатной плитки можно сделать действительно дорогой красивый интерьер с сохранением эстетики натурального материала, при этом потратив меньше денег.
В белорусских магазинах не так легко найти имитацию натуральных материалов. Чаще представлена плитка с орнаментом. С чем это связано?
Чтобы красиво передать текстуру, нужно понимать, что за ней кроется. Если говорить откровенно, белорусы не знают, как выглядит мрамор. Если местный производитель решит сделать мраморную плитку, он просто скопирует рисунок или создаст в графическом редакторе некое видение текстуры. По статистике человек, который рассматривает плитку за 30-40 рублей за кв. м, не ищет крупных форматов, лаконичности, простоты. Он хочет другого: уютного, домашнего, провансового. Белорусские фабрики ориентируется на среднестатистического покупателя. Поэтому в наших магазинах чаще представлена плитка «под обои», рассчитанная на продажу в странах СНГ.
Но я замечаю, что вкусы белорусов начали двигаться в сторону европейских. Меняется поколение, а с ним и взгляды на интерьер: он становится лаконичнее, чище. Акцент делается не на отделочных материалах, а на сочетании различных элементов. Раньше как было: за неимением денег на хорошие дорогие вещи, люди пытались декорировать стены, чтобы на их фоне дешевая мебель выглядела лучше. Теперь наоборот: стены делают нейтральными, чтобы поставить на их фоне акцент.
Поэтому многие коллекции плитки лишаются декора: фасонных элементов, бордюров, цоколей. Безусловно, это остается в классических коллекциях, но все равно потихоньку уходит на второй план.
Плитка Ragno под бетон из коллекции Studio
Что такое современные и классические коллекции? Мрамор — это классика?
Мрамор, как и любой натуральный материал, — универсальный. Он может быть применен и в современном интерьере, и в классическом. Современная коллекция плитки под мрамор не будет иметь декоративных вставок и бордюров. Зато в ней будет большое количество форматов, которые можно комбинировать.
Классическая коллекция дополняется декорами, например, имитирующими наборный из разных сортов мрамора ковер. Таких коллекций сейчас выпускают мало. Нужно понимать, что они требуют масштаба. В наших реалиях такая коллекция — это часто нерациональное использование пространства и денег. В стандартной ванной комнате, где все заставлено по периметру (умывальник, корзина для белья, стиральная машина, ванна около стены) классической коллекции негде раскрыться. Поэтому если хочется сделать легкий классический интерьер в современной интерпретации, лучше взять плитку без декоров, фрезов, вставок и повесить на нее красивое зеркало.
Глянцевая плитка под мрамор Ragno Symbol Crema Glossy 58x116
Что думаете насчет 3D-плитки, которую активно рекламируют последние пару лет?
3D-плитка — это возможность декорировать пространство с минимальными капиталовложениями. Эта тенденция потихоньку уходит на спад. Как в одно время появилась имитация металла в плитке, еще одного натурального материала. Его ввели, потому что хотели чего-то нового, необычного. Нужно было стимулировать рынок, добавить еще какой-то материал, чтобы разбавить ассортимент. Это был нишевый продукт, некоторые фабрики закрыли эту нишу парой-тройкой коллекций. Но спрос на нее быстро ушел. На 3D-плитку рано или поздно мода уйдет, а мрамор всегда был и будет.
Почему фабрики бюджетного сегмента подхватывают мировые тренды с опозданием?
Белорусский рынок не настолько большой, чтобы затачивать производство под новинки и развивать трендовые коллекции. Также важен вопрос цены. Те же модные сейчас шестигранники в производстве дороже, чем прямоугольная плитка с нанесенным рельефом шестигранника. Обратите внимание, как часто белорусские производители представляют новые коллекции. Они очень долго их взвешивают.
Белорусы иногда делают неплохие массовые коллекции. Например, недавний хит под бетон — сделали, молодцы. Коллекция продается хорошо, хотя у нее много нюансов, например, малое количество рапортов — повторяющихся вариантов рисунка. Стену в гостиной такой плиткой не оформишь.
У плитки более высокого ценового сегмента рапорт больше, и производители умеют работать с текстурой плитки. Есть фабрики, которые берут кусок настоящей стены или пола, везут его к себе на производство, делают слепок, и потом на его основе создают коллекцию. Тут важна подача и то, что производитель пытается донести. Такая плитка дороже, потому что от момента идеи до момента производства прошло намного больше времени и намного больше сил было потрачено.
Коллекция плитки Ragno под бетон. Фоновая плитка
Чем отличается однотонная плитка разных ценовых сегментов?
Тут в стоимость закладывается совсем другое. В первую очередь это сырье — насколько оно износостойкое, плюс красители. Есть бюджетная плитка, где окрашена только верхняя часть. А есть производители, которые окрашивают плитку полностью в массе. Например, найти полностью окрашенный в массе красный или желтый керамогранит очень трудно. Он есть, но очень дорогой, потому что пигменты красителей дорогие. Очень трудно добиться хорошего цвета, который не вытрется, не выцветет, будет хорошо реагировать на химические вещества, перепады температур, постоянный солнечный свет и большой трафик.
Второй момент — контроль качества. У каждого он свой, и регламентированный показатель степени идеальности тоже свой. Для одного производителя норма, когда в одной коробке лежит плитка из разных партий. А другой понимает, в разных партиях тон будет различаться, и не кладет их вместе. Это вопрос уважения фабрики к конечному потребителю.