Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Психология интерьера: детская комната

5 февраля 2014 1337 1

Комфортная квартира – это спальня, где хозяева отдыхают; гостиная, где встречаются с друзьями; кабинет, где сосредоточенно работают. Список  можно продолжать, но есть в нем особое пространство, которое одновременно становится всем перечисленным. Детская комната - место, где  ребенок  делает все!


  Неужели психология интерьера детской  комнаты настолько важна? Об этом  и многом  другом  dom.by  поинтересовался у практикующего психолога, старшего преподавателя кафедры психологии и педагогического мастерства ГУО «Республиканского института высшей школы», автора многочисленных книг по креативной психологии Натальи Сакович. 

— Как влияет интерьер детской  комнаты на ребенка?

Детская комната – это по сути среда, из которой ребенок вырастает. Чем наполнена эта среда, какие она имеет возможности для самореализации ребенка и его развития, для его образования - все это зависит от взрослого, от родителей. Сейчас все чаще говорят об образовательной и игровой среде ребенка, так как если раньше он больше был на природе, улице, играл на детских площадках во дворе или детских учреждений, то сейчас все чаще ребенок ограничен домашней средой. Тогда ему просто необходимо иметь в комнате уголок для физических упражнений, всякие там лазилки, качалки. Это важно для физического развития и здоровья.

Конечно, также важно наличие игрового уголка, где спокойно можно устроиться с любыми играми, конструкторами, кубиками и легко убрать их при необходимости (место для игрушек должно быть удобным и простым для уборки). Важным является место для обучения. Ведь мы хотим сформировать у ребенка мотивацию к обучению. Стол, стульчик, подобранные по росту и возрасту, полка для любимых книг и др. Что касается тем оформления детской комнаты и колористики – то необходимо пойти за ребенком, его увлечениями и индивидуальными особенностями.

Родитель не должен делать детскую комнату в соответствии со своими детскими мечтами. Важно прислушаться к желаниям и потребностям ребенка. Конечно, если он гиперактивный, мы не будем использовать яркие цвета в оформлении детской, эта среда сделает его еще более активным. Такому малышу нужны цвета, которые его успокоят: светлые, пастельные. Спальное место не должно быть перегружено светом и образами из мультиков и фильмов. Спокойная палитра и нейтральность позволят расслабиться и отдохнуть.

— С какого возраста прослеживается это влияние?

С самого рождения, так как ребенок начинает ощущать мир вокруг себя, осознавать его. Если среда вокруг будет насыщена различными стимулами: цветом, звуками, формами, ребенок будет на них реагировать, его восприятие будет насыщенным. Если стимулов недостаточно может развиться сенсорная депривация (голод), которая в дальнейшем скажется на обучении и социальной адаптации.

1 /

— На что обратить внимание родителям при оформлении детской комнаты?

1 /

Какие особенности появляются, если комната для двоих детей; какие особенности для детской мальчика и девочки?

– При оформлении комнаты для двоих детей важно учитывать потребности обоих, не подвергая дискриминации кого-либо. Нужно разделить ответственность между детьми, чтобы не получилось так, что один бросает, а другой убирает. У каждого должно быть свое личное пространство: личный шкафчик или полка, свои, а не общие книги и игрушки – все то, что формирует «Я» ребенка, его индивидуальность.

Если мы говорим о мальчиках и девочках, то тут важно уйти от гендерных стереотипов и не делать розовых комнат в стиле «Барби» или голубых и синих в стиле «Бэтмен». Если мы будем исходить из того, что интересно ребенку, то его комната получится неповторимой, интересной и самое главное – любимой ребенком. Это будет его местечко, его безопасное пространство и его волшебный мирок, в котором он будет себя творить, иногда впуская туда вас, потому что такая комната будет наполнена духом детства и будет манить всех членов семьи.

Хочу порекомендовать всем родителям прочитать рассказ Г. Уэллса «Игры на полу», того самого писателя фантаста, который взорвал умы читателей начала прошлого века. Там вы найдете замечательный пример организации детского образовательного пространства, детской комнаты, пример совместной игры родителя и ребенка, пример способности взрослого учесть потребности своего ребенка.