В начале апреля стартовал Республиканский профессиональный конкурс «Лучший строительный продукт года-2011». Организаторы конкурса в этом году ввели ряд изменений и нововведений. Что изменилось? Кого это коснётся? И почему вообще возникла необходимость что-то менять?
На эти важные вопросы ответил член Экспертного совета конкурса, заместитель директора научно-исследовательского института по строительству (РУП «Институт БелНИИС») Минстройархитектуры РБ Николай Борисович Сучков.
- Николай Борисович, в этом году введена новая номинация «Лучшая комплексная система, техническое решение в строительстве». Вы были её инициатором. Расскажите, в чём специфика этой номинации?
- Необходимость возникла действительно остро. Поясню, почему. В конкурсе принимают участие в основном производители и поставщики строительных материалов и изделий. Практически все продукты котируются по представленным номинациям: лучший материал, инструмент, изделие и так далее. Они легко сравнимы друг с другом по определённым техническим критериям. Но жюри всё больше в последние годы сталкивалось с тем, что на рынке Беларуси, среди заявленных на конкурс материалов и изделий, появилась продукция, которая не подходила по своим техническим параметрам качества, ни под одну номинацию. На конкурс неоднократно заявлялись, например, комплексные продукты, то есть ряд материалов, которые совмещались в единое техническое решение.
- Можете привести пример?
- Например, тёплые полы. В этот продукт входит множество материалов: трубы, фитинги, запорно-регулирующая арматура цементно-песчаные клеящие растворы, напольное покрытие и т.д. В данном случае мы не можем рассмотреть каждый материал отдельно (отдельно качество труб, качество напольных покрытий), мы рассматриваем комплекс продуктов. Фактически ведь это единая система, единое решение, а применяемые технические критерии к качеству совершенно другие. Когда мы заметили, что заявок с комплексными продуктами становится всё больше, мы приняли решение ввести новую номинацию.
Сегодня мы заняты разработкой критериев для оценки продуктов в этой номинации. Не существует пока в Беларуси единых выработанных стандартов для комплексных продуктов! Но конкурс «Лучший строительный продукт года» всегда стремится идти в ногу с быстро меняющимся рынком. Сегодня такое нововведение требуется нашим участникам, и мы готовы пойти навстречу.
- Еще одно новшество в конкурсе в 2011 году - введение так называемых внеконкурсных номинаций. Поясните, пожалуйста, в чем их необходимость?
- В этом нововведении ключевую роль сыграл научно-технический прогресс. В прошлом году заявляли своё участие в конкурсе компании с уникальными продуктами, но, к сожалению, отсеивались на начальном этапе. Дело в том, что Экспертной комиссии такие продукты было очень сложно оценить, их не с чем сравнивать, у продуктов нет реальных конкурентов в Беларуси. Это в абсолютном большинстве инновационные разработки. В этом году мы собираемся «дать дорогу» инновациям. Такие продукты обязательно будут отмечены и поощрены. Мы надеемся, что публичное признание инноваций подтолкнет ещё больше белорусских производителей к разработке новинок. Таким образом, конкурс «Лучший строительный продукт года» будет развивать здоровую конкуренцию среди белорусских производителей.
- А как собираетесь поощрять новаторов?
- Сейчас в разгаре заседании комиссий, вносятся предложения и по этому поводу. Возможно, такие продукты будут пользоваться всеми привилегиями победителей. Им также будет вручаться диплом «Прорыв года» или «За инновации в строительстве» - сегодня этот вопрос вынесен на обсуждение. В любом случае получить такой диплом действительно ценно и приятно.
Но следует понимать, что новатором компания остаётся недолго. Со временем инновационные продукты получают все более широкое применение и становятся «общеупотребляемыми» на рынке. И тут конкурс выступает стимулом к дальнейшему развитию, создаёт борьбу.
- А критерии отбора победителей изменились по сравнению с прошлым годом?
- Да, изменились. Я бы сказал, что критерии стали жестче. Сократится и количество победителей в номинациях. В этом году товары будут состязаться друг с другом как никогда, мы планируем ещё больше усилить дух конкуренции. Экспертной комиссией будут выбраны действительно лучшие из лучших!
- Николай Борисович, можете выделить главное отличие конкурса «Лучший строительный продукт» от других похожих конкурсов?
- В данном конкурсе идёт оценка продукта и только продукта. Он оценивается по реальным техническим критериям. Другие конкурсы могут принимать во внимание популярность бренда или отлично налаженные маркетинговые системы. Почему продукт назван лучшим в конкурсе «Лучший строительный продукт года» – это доказано его качеством. Именно поэтому данный конкурс ценится в строительной сфере. Он объективен. За право использования символа «Лучший строительный продукт» на своей продукции идёт серьёзная борьба между признанными лидерами рынка. Слабые компании не участвуют в конкурсе, они отсеиваются уже на начальном этапе, обычно у них даже не хватает каких-либо документов, свидетельствующих о высоком качестве. Вот где разворачивается настоящая «битва титанов»!
- Большое спасибо!