— Собственно Неделя дизайна ставит перед собой такую задачу — связать два направления, двух людей — скажем так, дизайнера с его идеями и производителя, готового поставить на поток продукт. Фабрики в идеале должны искать этих талантливых дизайнеров сами, а не наоборот. Но у нас в стране фабрики этого не делают. Надеюсь, пока. Безусловно, это риски, это серьезные расходы, это детальное погружение. Но без этого невозможно развитие.
MINSK DESIGN WEEK и кризис
— Не буду лукавить, кризис мы ощутили уже в прошлом году. Думаю, скажется и в нынешнем. Однако, исходя из своего опыта, кризис — это хорошо в каком-то смысле, особенно для тех, кто достигает определенного финансового благополучия и начинает плыть по течению. Кризис же заставляет двигаться.
Сегодня я могу точно сказать, что ощущаю четко то, что сфера дизайна в Беларуси оживает, дизайнеры становятся социально активными, открытыми.
MINSK DESIGN WEEK и деньги
— Безусловно, мы бы хотели зарабатывать на этой инициативе, которая еще и тяжкий труд, наше время. Но пока об этом речи не идет, это скорее долгосрочная перспектива. И ввиду того что мотивация не всегда построена на финансах, мы продолжаем делать хорошее и, как нам кажется, нужное дело. То, что я вижу в рамках Design Week Minsk, — это рост потребности в дизайне.
БЕЛОРУССКИЙ ДИЗАЙН за рубежом
— Участие в Литовской неделе дизайна — моя личная инициатива и желание показать за границей белорусский дизайн. В рамках выставки АlbaRuthenia мы собрали работы отечественного дизайна, чтобы показать, что мы не стоим на месте, мы существуем и развиваемся. Более того, от части, методику проведения Design Week Minsk мы заимствовали у литовцев, она очень логична и понятна.
АРХИТЕКТУРА и социальный прогресс
— В рамках разговора о дизайне в целом, хочу отметить, что я вижу прогресс в сфере, несмотря на сложности. Улучшается качество дизайна, появляется больший интерес, дизайнеры стараются. Связано это и с тем, что сегодня изменилось отношение к деньгам, бизнесу. Если раньше, к примеру, бизнес строили десятилетиями, то сегодня все быстро. Изменилась динамика.
— То, как меняется среда, можно проследить и по такой мелочи, как появление социальных столов в заведениях. Если раньше люди условно огораживались, ставили мысленно забор, хотели сесть за ширму, то сейчас — нет, народ смелеет. Социальное движение — это само по себе говорит о том, что люди меняются.
Архитектор, который не занимается социологией, не изучает человека, идет параллельно, что не совсем верно.
— Вот, к примеру, сегодня человек меняется, потому что меняются технологии. И архитектору это невозможно не учитывать. В силу консерватизма некоторые хотят строить по старинным технологиям. Но зачем? Комфорт предполагает использование современных технологий. Наличие технологий конфликтует с желанием делать имитации. Вот вам конкретный конфликт. Я общаюсь с заказчиком, он хочет подвал. Спрашиваю: «Зачем подвал?» Если раньше подвал действительно использовали для хранения при низких температурах, то сегодня в этом нет необходимости. Тут надо понимать, что качественное строительство подвала очень дорого. Гораздо дешевле построить дом чуть больше и поставить там 5 холодильников для хранения.
Дом на 100 лет сегодня никому не нужен. Институт большой семьи разваливается. Сегодня нет смысла строить 50 комнат. Архитектура — часть социального процесса.
ФОТО: Алексей Казнадей