Вопрос об аренде жилья всегда был и остается очень актуальным. Для одной стороны — это единственная возможность решить жилищную проблему, а для другой — хороший способ пополнения своего бюджета. Но в такой ситуации нельзя забывать про налоги на сдачу квартиры. Преждечем стать активным участником арендного рынка, стоит узнать, как официально сдать квартиру.
Для того чтобы не выйти за рамки закона и избежать неприятностей, вы должны ознакомиться со всеми правилами. Чтобы защитить себя и свое имущество, а также для удобства нанимателя, необходимо составить типовой договор аренды помещения. Он утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2006 № 1191. В этом договоре в обязательном порядке указываются:
— паспортные данные обеих сторон,
— состав семьи нанимателя,
—адрес квартиры,
— площадь квартиры,
— наличие мебели, бытовой техники и т.д.
Кроме того, необходимо зафиксировать размер оплаты в белорусских рублях и условия, на которых она будет производиться. Вам понадобиться 4 экземпляра договора (для арендодателя, арендатора, налоговой инспекции и ЖЭСа вашего района). Если же в качестве арендатора выступает иностранец, то понадобится еще один экземпляр договора, который отправляется в ОВИР. Все договоры должны быть подписаны обеими сторонами, только в этом случае они будут действительны.
Не забудьте указать назначение аренды, а именно: проживание арендатора. Если этого не сделать, то квартиросъемщик может абсолютно законно разместить в помещении офис или магазин, а также просто сдавать квартиру третьим лицам.
Важно знать, что сдать квартиру официально может только собственник, а в том случае, если квартира государственная, то необходимо заключить договор поднайма. В этом случае наниматель сдает помещение поднанимателю с разрешения государства.
Для того чтобы заключить договор, вам необходимо обратиться в ЖЭС. Все совершеннолетние граждане, проживающие в квартире, должны дать письменное согласие на аренду помещения. После этого заключенный договор необходимо зарегистрировать в исполкоме и налоговой инспекции.
Для регистрации в исполкоме и налоговой вам потребуются следующие документы:
— договоры найма;
— паспорта обеих сторон;
— технический паспорт помещения;
— документ, который подтверждает право собственности;
— заявление, подписанное собственником квартиры и зарегистрированными в квартире совершеннолетними членами его семьи, а также гражданами, имеющими равное с собственником право пользования квартирой;
— письменное согласие всех собственников жилого помещения (если квартира находится в общей собственности);
Регистрация выполняется в течение 2-х дней и является абсолютно бесплатной.
Расторжение договора.
Как правильно сдать квартиру в Минске теперь понятно, а вот как расторгнуть договор с арендатором, а тем более, если это нужно сделать досрочно? Если одна из сторон по каким-либо причинам хочет расторгнуть договор, то она должна в письменном виде предупредить об этом другую сторону как минимум за три месяца. Также обязательно нужно указать мотив расторжения договора и сроки выплаты денег.
Нужна ли регистрация?
Зная, как сдать квартиру официально по договору, не стоит забывать о возможной регистрации нанимателя. Совершенно не нужно этого бояться. Ведь у квартиросъемщика есть только право пользования, но нет права собственности. Даже если ваши квартиранты будут жить в вашей квартире очень долго, возможно, даже сделают там ремонт и вырастят детей — они не смогут стать собственниками. Но если вы не хотите регистрировать у себя в квартире посторонних людей, вам лучше указать это в договоре.
Уплата налогов.
Для того чтобы уплатить налог за сдаваемую квартиру, вы можете воспользоваться двумя способами:
— Ежемесячно, не позднее числа, указанного в договоре.
— Один раз в год, выплачивая единовременно всю сумму.
Если переходить к конкретным цифрам, то можно отметить, что это будут не такие уж большие платежи. В зависимости от того, в каком районе города сдается жилье, для вас будет рассчитана сумма. Она составит от 120 до 200 тысяч белорусских рублей за комнату. До 9 марта 2014 года эти цифры были значительно ниже. Но в связи с январскими изменениями в налоговом кодексе, налоговая ставка была увеличена на 26-54%
Если же налог не уплачен или уплачен не полностью, то на арендодателя налагается штраф в размере 15 процентов от неуплаченной суммы налога.
Материалы на социально-жилищную тематику можно найти здесь