Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Готическая изящность в архитектуре

16 января 2014 4335

Каждая историческая эпоха носит печать определенного архитектурного стиля. И если сегодня рождается множество новых стилей и направлений, которые воплощаются в жизнь благодаря творческому потенциалу каждого отдельно взятого архитектора, то около десяти столетий назад господство того или иного архитектурного стиля определялось ритмом общественной жизни и церковными потребностями. 

Именно благодаря усилившемуся влиянию городов и переходу к более светской жизни на архитектурной арене в XІI веке появился готический стиль. Готическая пластика, грациозность и утонченность приблизили архитектуру к человеку, сделали ее более живой, душевной, соответствующей светским манерам. Готическое искусство в отличие от предшествующего ему романского занимается поиском чего-то светлого, чистого и возвышенного.

Готический стиль в архитектуре обращен к человеку думающему и чувственному, поэтому он вобрал в себя все знания, которые были накоплены людьми в средневековье, подпитался их радостями, переживаниями и «застыл» в величественных соборах, которые и по сей день волнуют ум и души людей.

Из истории стиля

Чтобы понять всю сложность и спорность образования новых стилей, стоит хоть одним глазком заглянуть в их историю. Несмотря на то что в XV веке популярность готики поднялась до невиданных высот, момент ее появления отнюдь не был радостным событием. В средневековом обществе еще бытовали устои романского направления, которые норовили «одеть» города в непробиваемые сооружения с глухими стенами и «жесткой» красотой. В первой половине XII века европейскому обществу было свойственно скорее умиляться вещами, которые были сделаны еще в эпоху античности, чем свыкнуться с мыслью, что готика плотно войдет в их повседневную жизнь.

О том, где все-таки впервые появились готические мотивы, историки спорили долго, но все же самое распространенное мнение – готическая архитектура зародилась во Франции. И для этого действительно были свои исторические причины. В средневековой Франции XII века наблюдалось быстрое объединение земель в одно единое государство со своими национальными особенностями. Это повлекло за собой рост городов и создание многочисленных цеховых организаций. А это для тех времен прогресс невиданный, который уже не мог держаться на романской строгости и консервативности, а потребовал чего-то эстетического, изящного и приближенного к городским жителям. Так и стала зарождаться на французских землях готика.

А уже к XV–XVI векам готический стиль покорил остальные европейские государства.

Особенности готического стиля в архитектуре разных европейских стран

Было бы неправильно думать, что готику можно объединить под общим понятием «европейская», ведь у каждого государства Европы была своя готика, которая могла «придумать» что-то индивидуальное, а могла и вобрать в себя опыт других стран.

Французская готика, или «Строительство на французский манер»

Готический стиль во Франции целиком и полностью воплощен в шедевральном сооружении Собора Парижской Богоматери. Однако и здесь нельзя утверждать, что здание выдержано в одном стиле, так как строилось оно больше 150 лет и было подвержено изначально влиянию отступающего романского стиля, а затем зависело от рук сменяющих друг друга мастеров, каждый из которых видел готовый собор исходя из своих представлений о готике.

Но тем не менее Собор Нотр-Дам-де-Пари в XIII веке стал «сердцем» Парижа и по сегодняшний день сохранил свою привлекательность и загадочность. Само здание собора представляет собой помещение из пяти нефов (вытянутые помещения), высота которых достигает 35 метров. Центральный неф пересечен таким же продольным нефом, что в результате делает устройство собора похожим на крест – символ распятия Христа. Но вся прелесть этого величественного сооружения заключается главным образом в его внешнем виде, который заставляет поистине преклоняться перед средневековыми скульпторами и архитекторами.

Особая грация и душевная тонкость мастеров прослеживается в организации главного фасада. Он состоит из трех стрельчатых порталов, которые обрамлены библейскими сюжетами. Главный портал изображает сцену Страшного Суда, которая задает определенное настроение при входе в собор.

Верхняя часть собора «охраняется» мистическими существами – горгульями и химерами, которые глядят на каждого, кто приближается к соборной площади.

Свет готического настроение проливается внутри собора сквозь многочисленные витражи, которые рассеивают солнечные лучи и создают в залах ощущение бесконечного, просторного и легкого пространства.

Собор Парижской Богоматери – это самый яркий образец французской готики, который, несмотря на многочисленные реконструкции, все же сохранил для современников дух средневекового Парижа.

Немецкая готика

Готический стиль немецкой архитектуры развивался на основе французской готики. Однако перенял у нее далеко не все. Если готические соборы Франции – это пышные, ажурные, торжественные, богатые здания, то соборы Германии – это готика сухая, вобравшая в себя множественные черты романского стиля. Здесь нет простора архитектурной мысли, нет устремленности к духовной возвышенности, все по-немецки сдержанно.

Одним из известнейших архитектурных памятников немецкой готики является Кельнский собор. Он состоит из пяти нефов, средний из которых отличается особой высотой. Остроконечные крыши арок стремятся ввысь, что придает всей конструкции собора особую стать и грацию. Однако скульптурными изысками сооружение не отличается.

Готическая архитектура Германии – это многочисленные ратуши, которые быстрыми темпами возводились по мере того, как возрастала и усиливалась политическая жизнь немецких городов.

Готические мотивы в Италии

Итальянская готика, как и французская, отличается особой жизнерадостностью и декоративностью. Она вобрала в себя все веселые нотки светской жизни и показала величие «легких» сооружений.

Ярким примером «зазывающей» итальянской готики может служить Дворец дожей в Венеции. Он существенно отличается от классических сооружений в готическом стиле, но сохраняет основные каноны этого стиля.

Фасад дворца представляет собой многочисленные стрельчатые арки, которые делают всю мощь верхней части здания легкой и невесомой. Над фасадом высится второй этаж, который является открытой площадкой, обрамленной мраморными колоннами. А третий этаж – это редко поставленные окна и глухая стена, которая украшена белым геометрическим рисунком. В целом же дворец создает впечатление воздушного шара, наполненного воздухом, который вот-вот сорвется со своих ножек-арок и поднимется в небо.

Появление готического стиля в Европе – это тот переломный момент, когда оборонительные конструкции изжили себя и уступили место легкой, непринужденной, грациозной и пышной красоте.

Источники фото: liveinternet.ru, regent-decor.ru, raredelights.com, streetfront.ru,  wallonie-voyage.eu

Куда ведут линии модерна? Дизайн интерьера в китайском стиле
Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.
Этот сайт использует cookies
Понятно