Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Буфет, стенка и венский стул: дизайнеры Zrobym architects вспоминают советское наследие

Текст: Орипова Диана, 30 июля 2015 4961 3

Невозможно забыть легендарные советские стенки и сделать вид, что в доме бабушки не было буфета. Серванты, шкафы на высоких раскосых ножках и кресла с гнутыми деревянными подлокотниками стояли в ряд и демонстрировали классический интерьер советского гражданина. 

Другими словами, 60-е годы — зарождение, рассвет советского дизайна, попытка наверстать упущенное в заброшенной после войны отрасли, 70-е и 80-е — уход в массовое производство и удешевление мебели и, как следствие, уменьшение исторической ценности такой мебели. Так ли это и действительно ли мебель советской эпохи заслуживает внимания, мы спросили у дизайнеров-архитекторов из студии ZROBYM architects Андрея Маковского (Андрусь Bezdar) и Алексея Кораблева.

Андрей:
— Говоря о советском дизайне мебели, нужно понимать роль партии и государственной идеологии в формировании стилистики. Я считаю, любой художественный стиль должен рассматриваться в контексте исторических событий и государственной идеологии.

Пришедшая после Октябрьской революции советская власть хотела построить абсолютно новый мир, и эта новизна должна была отразиться и в архитектуре, и в интерьерах, и в предметном дизайне. Послереволюционное общество требовало пересмотра всех аристократических ценностей, дизайн должен был стать простым и понятным человеку. Более демократичным, более лаконичным и, что характерно для советского периода, очень идеологизированным. Так на территории Беларуси появились следующие стили: функционализм, рационализм и конструктивизм (единственный из мировых стилей, разработанный исключительно советскими людьми). Организовывались такие сообщества, как ВХУТЕМАС или ОСА, которые повлияли на будущее видение дизайна во всем мире. Расцветом советского авангарда можно по праву считать 20-е годы прошлого века.

Алексей:
— Мебельный дизайн в промышленных масштабах к нам пришел гораздо позже. После Великой Отечественной войны первоочередная задача состояла в восстановлении жилья для советских людей. Далее встал вопрос о том, какую мебель человеку нужно видеть у себя в квартире? Для этого в 1962 году Совет министров решил организовать научно-исследовательский институт технической эстетики, которому была поставлена задача разработать мебель для советского человека исходя из эргономики, практичности, надежности и доступности. Поскольку тогда еще не было четких ГОСТов по качеству используемых материалов, мебель делали из хорошей древесины, конструкциям придавали огромную прочность. Сегодня такого подхода в производстве мебели придерживаются только самые лучшие брэнды. 

Проектированием советской мебели занимались Ю.В. Случевский и К.К. Бломериус, Е.С. Бочарова, Э. Вельбри и другие.
Справка редакции

Алексей:
— При проектировании мебели учитывались многие факторы, один из главных — пространство того жилья, что страна предлагала гражданину. Отсюда можно проследить несколько занимательных фактов. Поскольку потолки в квартирах были низкими, шкафы никогда не были выше 2 м. Вся мебель ставилась на высокие ножки, чтобы было просто убирать пыль и грязь под ней. Высота рабочих столов была на несколько сантиметров меньше нынешних стандартов, поскольку люди были в целом ниже ростом. Была очень популярна трансформируемая мебель: организовать полноценное жилье с кроватью и кухней на 10 кв. м считалось пиком конструкторской и дизайнерской мысли. 

Мы попросили Андрея и Алексея подобрать любопытные на их взгляд предметы мебели и декора из советского прошлого, которые можно было без лишних страхов вписать в современный интерьер. 

  • 01 Венский стул

Комментарий: Так называемый «венский стул» — один из популярнейших предметов мебели советского периода. Едва ли не в каждом доме можно было его встретить. Простота и дешевизна изготовления позволяли производить такие стулья массово, а симпатичный дизайн и прочность обеспечили стулу популярность.
  • 02 Секретер

Комментарий: Интересный предмет советского интерьера — секретер. Мода на него сегодня снова возвращается, а стилистика схожа с лаконичной мебелью скандинавских стран. В целом набирающий популярность в Беларуси скандинавский дизайн очень схож с советской стилистикой 60-х: те же принципы построения пространства, та же простота форм.
  • 03 Буфет

Комментарий: Я думаю, такой буфет в советский период стоял у каждого второго гражданина. Его форма и дизайн пришлись бы по вкусу и современным любителям винтажных интерьеров. Но материал, из которого он сделан, уже морально устарел —тяжелая ДСП, выделяющая вредные фенолы, и некачественная фурнитура. Сейчас могла бы быть актуальна его современная интерпретация из массива дерева.
  • 04 Диван


Комментарий: Диван, представленный на выставке советского дизайна. Изготовлен по частному заказу, представляет собой хороший образец стиля конструктивизм в мебели.
  • 05 Книжный стеллаж

Комментарий: Немного грубоватый по форме, но прекрасный в своей простоте книжный стеллаж, я бы с радостью использовал его в своем интерьере.
  • 06 Бытовая техника


Комментарий: Классика советского бытового дизайна. Пылесос «Сатурн». Переосмысленная копия американского аналога Hoover Constellation. Космическая тема не могла обойти стороной дизайнеров и конструкторов того времени.
  • 07 Элементы декора

Комментарий: Радиоприемник «Звезда-54» — абсолютная копия французского Exelisor-54. Появление такого приемника в любом интерьере всегда поднимает настроение. Такой же, к примеру, сейчас продается в студии «Адлига».

  • 08 Паркет «елочкой»

Комментарий: Паркет «елочкой» был типовым решением для советской аристократии. В его современном аналоге можно использовать пропитку маслом (вместо покрытия лаком), чтобы сохранить натуральный цвет и фактуру дерева и убрать глянцевость.

Алексей:
— На мой взгляд, послевоенное мебельное наследие СССР не содержит большого дизайнерского новаторства. Из-за войны мы отстали от Америки и все последующие годы лишь догоняли и перенимали опыт, копируя удачные западные разработки. Это наблюдалось не только в мебельной промышленности, наиболее яркий пример — это советский автопром. Но отметить качество первых образцов все же стоит: вещи делали на долгие годы, из массива дерева, так что, если у вас завалялось старенькое кресло 60-х годов, не спешите увозить его на дачу. Может, стоит его отреставрировать и оставить в интерьере как классику эпохи СССР.

Алексей:
— Возможно, сегодня у людей нет особого интереса к советскому наследию потому, что у них не самые радужные ассоциации с таким прошлым. К тому же в 90-е годы на наш рынок начали активно завозить европейские материалы – они были легче, красивее и качественнее. Все громоздкие буфеты и секретеры сразу стали не модными. Нет у нас и доброй европейской традиции хранить и передавать по наследству интересные предметы декора, мебели. Оно и понятно, типовая мебель редко вызывает чувство радости и ощущение уюта.

Андрей:
— Почему сегодня в Беларуси не развивается промышленный дизайн и не производят интересную мебель? Сложная тема, но однозначно, наши дизайнеры — пусть в большинстве и талантливые люди — далеко не все предприимчивые бизнесмены. Тут нужно и презентовать свою идею, и убедить производителя, что она будет успешной. Не хватает менеджмента, который бы продвигал изделия дизайнера и находил спонсоров для производства. Это популярная практика на Западе, но у нас пока нет. Видимо, всему свое время.

Для полной картины мы подобрали несколько советских интерьеров, которые нам приглянулись и отдельных предметов мебели и техники. 


И современные интерьеры с элементами советской мебели — для вдохновения.

ФОТО: Алексей Рыбалко

За помощь в проведении интервью благодарим салон Fusion House

Дизайнер Наталья Галонская о тонкостях любимого стиля — скандинавского