Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Ора-Ито

26 сентября 2012 905

Ора-Ито, молодой хулиган-гений от мира дизайна с внешностью фотомодели, вмиг приобретший статус культового дизайнера.

Этому французу удивительно подходит порожденное французской же культурой давнее выражение, которым в разное время именовали самую разночинную публику – «enfant terrible». Знаменитый словарь Уэбстэра дает следующее определение – «необычный, и чаще всего молодой, человек, который выдвигает поразительно неортодоксальные, инновационные и/или авангардистские идеи», что как нельзя лучше ложится на нашего сегодняшнего героя.

Будущая икона стиля является на свет 10 декабря 1977 на берегу Лионского залива, в Марселе. Проведя богатое детство, поступает в заведение. Тут с Ора-Ито случается первый выдающийся инцидент: его выгоняют из школы дизайна, влиятельной Ecole de creation et de design, спустя всего год обучения. Но молодой человек, будучи в какой-то мере отпрыском не последнего на французской земле, а значит, обеспеченного рода, не дает себе спуску, сначала подрабатывая архитектором, а затем устраиваясь в помощь дизайнеру обуви Роже Вивье.

Неплохое, но не самое выдающееся начало для человека, впоследствии названного звездой, гением и даже «пиратом»! Но именно сейчас начинается история. А вот что происходило:

Фантастика стала реальностью

Когда молодому еще человеку стукнул 21, одновременно с этим – странное дело – ему стукнула в голову простая, без двух минут гениальная мысль: придумывать фальшивые, поддельно «брендовые» вещи. Среди прочего, он успел создать рекламу дизайна сумок Louis Vuitton и сумку для ноутбука от Apple и выставил их на всеобщее обозрение в интернете, выдавая за реально существующие прототипы. Желающих приобрести упомянутые подложные вещи нашлось немало. Но мгновенная слава принесла зачинщику предприятия и внимание от слишком известных правообладателей, обманутых не по статусу никому не известным дельцом. Сейчас же была развернута кампания, чтобы осадить зарвавшегося и, на то время казалось, бесталанного ловкача (если не жулика). В этот момент история, уже представлявшаяся законченной, поворачивает более чем круто. От одного из управляющих знаменитого Лувра, директора музея Пьера Розенберга, поступает предложение о проведении выставки из пока даже не существующих вещей! Правда, тут следует отдать должное и амбициозному дизайнеру, и вкусам музейных кураторов: все представленные на личном сайте дизайнера вещи обладали выдающимся, невероятным, приятным дизайном. Кампания преследования разом превратилась в кампанию по привлечению удачливого симпатяги к сотрудничеству.

И все равно вы даже представить не можете, насколько Ора-Ито хорош в том, что люди прозвали «жить одной жизнью». К примеру: после презентации он запросто выбирается в город, в котором та проходила, чтобы выступить в клубе. Это вообще последняя «отвлеченная от самого дизайна», но входящая в моду привычка в продвинутых кругах людей, желающих во всем держаться творческих принципов: стать в клубе за руководство толпой, то есть выступать в роли диджея. В разное время в этой ипостаси были замечены такие, по всему видно, раскрепощенные и не избегающие последних тенденций (скорее, за ними стоит признать как раз их создание) дизайнеры, как Карим Рашид или Филипп Пляйн.

Футуризм на грани провокации

Стиль, принадлежность к которому Ито вменяют в заслугу, называется симплексити (название это, по всей видимости, происходит от слияния двух противоположных по значению слов – simple, что значит «просто», и complexity, то есть «сложность», – в конечном счете подразумевается некая искусственно «усложненная простота»). Суть этого стиля заключается в отыскании простых форм для выражения сложных по сути идей, в придании клану разрозненных смыслов вида упорядоченного и цельного.

«Симплексити – это неологизм, который обозначает, во-первых, самые простые концепты, с которых я начинаю работу, с последующим примешиванием идей, почерпнутых в архитектуре, современном искусстве, дизайне, графике, картинах... Результат в том случае оказывается наиболее сложным (даже более сложным, чем вы могли ожидать), когда вы используете большее количество разных идей» (Ора-Ито).

3 известных проекта (не считая той банки Heineken, о которой вы и так слышали):

1. Оформление парижского ресторана и ночного клуба по совместительству Le Cabaret

При создании футуристических интерьеров Le Cabaret дизайнер вдохновлялся классическими кинолентами: «2001: Космическая одиссея» Кубрика, сагой «Звездные войны», а кроме них, бондианой – как своего рода библией всего элегантного. Играя с освещением и свободным пространством, Ора-Ито использовал свет низкой интенсивности (говоря проще, тусклый, неяркий), зеркала Гизелла (специального рода стекла, пропускающие свет односторонне; кроме частого употребления таких зеркал в переговорных и комнатах для тайного наблюдения, когда есть необходимость скрыть свое присутствие от наблюдаемых лиц, таких, например, как детские психологические комнаты,  применяются в архитектуре при проектировании зданий. – Прим. ред.), а также много дерева и кожаные диваны. Несмотря на заявляемую претензию на неотдаленное будущее, результат получился чувственным и неожиданно мягким и не холодным.

2. Дизайн телефона Sagem myX-8

Имея на уме неприятие, а скорее, усталость от столь бесчисленного количества уже существующих гаджетов, Ора-Ито вознамерился создать простой, но при этом не менее завлекательный концепт телефона, который было бы приятно держать в руке и по которому удобно было бы разговаривать. Используя классическую форму и элементы, уже к тому времени ставшие классикой, он добился желаемой компактности и незаметности для этого средства общения.

3. Коллекция кухонной техники Gorenje Ora-Ito Carbon

Характерная особенность данной коллекции заключается в использовании матово-черного стекла, из которых состоят дверца и фронтальная сторона, и карбоновой ручки – отныне это обеспечит фирменное отличие новой коллекции, привносящей в оформление черты городского стиля. Коллекция включает морозильную камеру, индукционную поверхность, духовку с продвинутым электронным контролем и вытяжку. Одного взгляда на них бывает достаточно для убеждения, что перед нами не просто высокофункциональная техника, но произведения искусства.

Что вы еще не знали об Ора-Ито

- настоящее имя дизайнера необычно не в меньшей степени, чем псевдоним – Ито Морабито.

- на самом деле, Ито имеет французские и итальянские корни.

- в юности чтение будущего дизайнера составляли книги Филиппа Старка, знаменитого дизайнера родом из Франции, и Ле Корбузье, одного из признанных архитекторов прошлого века, художника и урбаниста и зачинателя модернизма в архитектуре.

- отец нашего героя сам незаурядный дизайнер, плюс торговец предметами роскоши премиум-класса, имеющий магазин на одной из пяти королевских площадей французской столицы, Вандомской; дядя и прадед Ито – оба архитекторы, причем первый был одним из проектировщиков Музея современного искусства в Ницце. Удивляться ли тут тому, что бабушка молодого дизайнера в свое время подвизалась на поприще модельера?

- молодой дизайнер настолько успешен, что является шефом 15 сотрудников в собственной студии; и представляется, что он не один из тех сердитых и даже свирепых руководителей, спускающих шкуры.

- у Морабито имеется лабрадор по кличке... Ogo. Назван он был так в связи с тем, что, когда Ито подобрал его в поезде и привел домой, первым делом радостный пес набросился на пустую бутылку из-под воды OGO, после чего дизайнер догадался произнести вслух эту самую марку. Уши щенка неожиданно дрогнули, и так было найдено имя питомцу.

А вот как дизайнер объясняет происхождение собственного псевдонима:

 «Когда я вступал в мир дизайна, я твердо решил не только создать бренд, но и самому стать брендом. Я хотел использовать свое имя в качестве узнаваемого логотипа. А Ora-Ïto – это анаграмма моих имени и фамилии, и что интересней всего, как я недавно узнал, слово «ito» на языке сиу (Сиу – индейский народ на севере США и юге Канады, по-другому именующийся «дакота». – Прим. ред.) означает «строитель мечты».

На данный момент

Сегодня Ора-Ито проводит дни в своей парижской студии, придумывая настоящие продукты для впечатляющего числа именитых заказчиков: на его счету флаконы для туалетной воды от Adidas и Joop, дизайн бутылки с обогащенной кислородом водой для OGO, рекламные кампании для Alain Mikli, Levi’s, OGO, 3d-изображения для вебсайтов компаний Cappellini и Magis, дизайн мебели для Cappellini, часы от Swatch, лампы для Artemide, шоурумы для автомобильных гигантов (Toyota) и многое другое.

Напоследок, совет для нуждающихся от «строителя мечты»:

«Я думаю совет, который я дал бы, – не жалуйтесь на себя, столько людей говорят 'о, у меня нет денег, я неизвестен, у меня нет того и нет этого'. Как говорит Nike – 'просто сделай это'. Заставь идею существовать, если она достаточно хороша, она будет признана, и люди помогут вам осуществить ее. Просто придумайте что-нибудь, даже просто выплесните мысль на бумагу, по крайней мере идея начнет свою жизнь».

Ещё больше материалов здесь

Барбара Бэрри, «женщина в дизайне» Джонатан Айв