Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Генадий Кобец о предметном дизайне в Беларуси, аутентичном светильнике «Оберег» и искусстве в целом

Текст: Юревич Юлия 3548

В стильной обстановке полюбившегося нами салона Moonlight Room прошла встреча с белорусским предметным дизайнером Геннадием Кобцом, который рассказал пришедшим о нюансах самовыражения, о грани между искусством и дизайном, о том, как работать с заказчиками, следить за трендами, стажироваться и участвовать в конкурсах.

Геннадий Кобец
На 11-ом конкурсе молодых дизайнеров Salone Satellite World Wide, который состоялся этой осенью на выставке iSaloni WorldWide Moscow 2015, в категорию отобранных жюри работ вошел и проект белорусского участника.
Примечание редакции

О своем аутентичном светильнике «Оберег» рассказывает ее автор — дизайнер и архитектор Геннадий Кобец.

Дизайн не искусство?

Лекция начинается в какой-то мере с провокационного заявления: «Дизайн — это не искусство».

По мнению Геннадия, искусство само по себе самодостаточно. Художник создает что-то, и ему собственно не так важно, нравится это или не нравится кому-то. Мы должны стремиться воспринимать это таким, каким это видит сам художник. Если мы говорим о дизайне, здесь многое иначе: сразу важна функциональность, эргономика, то, как это будет работать. Вещь, которая создается в дизайне, должна нравиться.

— Мое видение дизайна заключается в решении определенных задач. Многие профессионалы, создающие интерьеры, считают себя художниками, я же отношу себя к технику-проектанту, который решает проектные задачи, задачи по декорированию и другие.

— Для меня основополагающими понятиями в дизайне являются практичность и функциональность. Древнеримский архитектор Витрувий выделил три основные черты в архитектуре: прочность, польза и красота.

Если перенести эту идею на дизайн, можно заметить, что она не всегда работает. Существуют определенные бренды, которые трансформировали ее так, что прочность ушла на последний план, зато появилась новая характеристика — доступность. Хороший пример — бренд IKEA.

Мера в дизайне и творческий почерк

— Есть такое понятие, как «мера в дизайне», и я стараюсь его придерживаться в своей работе. Мне нравится такая мысль: «Чем меньше дизайна, тем лучше дизайн».

Бывает, смотришь на работы дизайнеров и сразу понимаешь, кто их автор. Это замечательно, они достигли таких высот, что могут позволить работать в том направлении, которое считают своим. Они его родоначальники. Они, как правило, могут выбрать клиента, а не наоборот.

К своему почерку я бы отнес обязательное выполнение требований заказчика в том случае, если они не идут вразрез с эргономическими законами, правилами колористики, функциональностью.

Хорошее решение — добавление в интерьер уникальных предметов на акцентные места. Это могут быть картины, светильники, декор. В частности, светильник «Оберег», представленный в Moonlight Room, делался под определенный проект в Минске и попал на конкурс.

— Что для меня дает внесение в проект таких уникальных предметов? С одной стороны, я придумываю себе лишнюю работу, потому что заказчик дополнительно не оплачивает ее. Приходится полностью делать чертежи, искать подрядчика, которые это выполнит, что-то приходится делать самому. В итоге это отнимает много времени. С другой стороны, для меня это очень интересно. Я могу воплотить свои идеи в жизнь, а для заказчика всегда приятно получать уникальную вещь в интерьере. Он ценит гибкость подхода. Ему удобно, когда ты можешь выйти за рамки, оказать дополнительные услуги, уделить больше времени проекту.

Еще один важный вопрос в творческом процессе — субъективность мнений. Когда я что-то делаю, часто возникает вопрос: «А правильно ли я это делаю?». Один мой заказчик в беседе, выслушав меня, поделился очень полезным для меня советом, который я всегда вспоминаю, когда у меня появляются творческие сомнения. Он сказал: «Главное, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. Если тебе 100% нравится то, что ты делаешь, то, поверь, в мире 7 млрд человек, которые разделят твою точку зрения, и ты будешь востребован». Возможно, он в чем-то ошибается, но для меня это высказывание служит неким подспорьем в работе.

Если проанализировать мои работы и вывести некие принципы, то можно понять, что каждая моя работа строится на конкретной идее. Она может быть непонятна заказчику или человеку, который смотрит со стороны, но она понятна мне, является скрытым помощником, стержнем, вокруг которого все нанизывается в интерьере.

Важный для меня элемент в работе — это эмоции. Все мы надеемся на хорошую прибыль. Под прибылью я понимаю не только материальную, но и эмоциональную прибыль. Мы работаем над чем-то, мы вкладываем массу эмоций, надеемся получить такую же отдачу. Но не всегда получается так, как мы этого хотим.

Возьмем архитектуру. Ты берешься за проект, вкладываешь в него душу. Ты создаешь его красивым, таким, каким он тебе нравится, но на пути его реализации, когда ты должен получать эмоциональную прибыль, находится очень много «ловушек», которые по чуть-чуть «отщипывают», и в конце к тебе может ничего не прийти. Сначала идет период разработки проектной документации, потом этап согласований, на котором могут быть внесены некие корректировки. На стадии согласования в инстанциях все еще жестче. Например, главный архитектор города может сказать: «Давайте уберем этот модный яркий цвет, который не подходит нашем городу, и сделаем бежево-коричневый». Потом идет процесс строительства, заказчик начинает экономить на материалах, вносит свои корректировки. В итоге, например, декор, который изначально планировался быть объемным, становится плоским. В конце концов между тем проектом, который мы нарисовали изначально, и результатом, который получили, может быть огромная пропасть.

Что касается интерьеров, здесь намного интереснее и проще — все зависит от тебя и заказчика. И если правильно себя преподнести, заказчик будет идти за тобой, потому что твое мнение как профессионала важнее. Если ты достаточно компетентен, ты можешь выстроить процесс реализации с учетом финансового анализа.

О трендах

— Хотелось бы обозначить некоторые тренды и свое видение их. Институт цвета Pantone ежегодно выбирает цвет будущего года. Обычно это один оттенок, но к 2016 году компания предложила два цвета «розовый кварц» и «безмятежность».

Возможно, многие задаются вопросом: «Почему такое сочетание и почему два цвета?» Можно предположить, что в этой комбинации заключается прекрасная идея, которую компания Pantone хочет донести нам и всему миру. Соединением двух цветов она хочет выразить свое отношение к сложившейся политической ситуации и нарастающей агрессии в мире. Розовый кварц символизирует любовь в любом проявлении: к себе, к ближнему, романтическую платоническую. Ему приписывается магическая способность повышать уровень любви, где бы он ни был. «Serenity» — спокойствие, умиротворение.

Если анализировать тренды в интерьере, то можно заметить, что сейчас весьма популярен стиль лофт, индустриальный дизайн. У меня складывается такое впечатление, что от этого мир уже немного устал. Могу предположить, что актуальным будет более спокойный интерьер с проявлением элегантности: благородные металлы, полированная розовая латунь, белое золото, светлая бронза — таким может быть контраст от брутального к спокойному, элегантному.

Что касается Беларуси, то можно отметить, что в этом году наблюдались веяния национализма в хорошем смысле. У нас появились рубашки с национальными узорами «вышиванки», ряд маркетологов использовал в своих проектах белорусский орнамент — в общем, это здорово. Я считаю, что в следующем году это тоже будет актуально. Разумеется, какие-то идеи более востребованы, какие-то — менее, но хорошо, что национальная тематика обретает новую интерпретацию, в частности как и моя работа — светильник «Оберег».

От идеи к воплощению светильника «Оберег»

— Вообще, идея возникла, когда я своих друзей-иностранцев возил на экскурсию в Дудутки. Там интересная деревня мастеров, в каждой лавочке кто-то что-то делает. Увидел таких соломенных «пауков» — так они называются в простонародье. Мне понравилась геометрия, и появилось дикое желание «воткнуть» в это изделие функцию, в частности сделать светильник. Чтобы не было сильного контраста между соломенным прототипом, чтобы он получился таким же утонченным, я решил создавать его из металла. Появилась такая строгая конструкция со светодиодными лампами, хромированными соединениями.

Очень интересная история у соломенного прототипа. Традиционно летом и осенью во время сбора урожая женщины отбирали самую спелую налитую солому и заготавливали в темных местах, чтобы она могла «отлежаться». К Рождеству женщины плели такие соломенные обереги, которые вешались над главным местом в доме — обеденным столом. Раньше не было люстр, так как не было и электричества. Этой конструкции приписывались такие функции: забирать плохое, защищать от нечести, отдавать добро, хорошее. После появления электричества это ремесло забылось. Соломенный «паук» в такой интерпретации (в виде светильника «Оберег») возвращает исторический подтекст и является функциональным.

Конструкция люстры создана с использованием классического метода плетения оберегов. Каркас представляет собой 5 хромированных труб, которые без узелков и дополнительных линий держатся на металлическом тросе, что создает необходимую жесткость. Фонарики — источники света — крепятся к светильнику самой проводкой. Конструкция весом 9 кг к потолку крепится на одном тросе и одном болте. Достаточно освободить один крепеж — и светильник легко соберется в одну плоскость.

ФОТО: Алексей Рыбалко

Дизайнер Александра Зеневич подробно рассказывает об этапах ремонта «под ключ» и ошибках, которые реально избежать, следуя простым правилам Лофт: как превратить свою белорусскую квартиру в логово Энди Уорхола
Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.
Этот сайт использует cookies
Понятно